Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Закон


<Письмо> Рособрнадзора от 29.03.2010 № 01-51/10-01
<О методическом письме о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009 - 2010 учебном году>

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник образования России", № 8, 2010
"Вестник образования", № 9, 2010






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 29 марта 2010 г. № 01-51/10-01

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009 - 2010 учебном году.

Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА





Приложение

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Государственный выпускной экзамен проводится в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362 (зарегистрирован Минюстом РФ 13.01.2009, регистрационный № 13065). В соответствии с п. п. 4 и 6 указанного Положения освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике. Она проводится в форме единого государственного экзамена, а для ограниченной категории выпускников - в форме государственного выпускного экзамена.
Государственный выпускной экзамен проводится для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других), освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
Правила организации и проведения государственного выпускного экзамена, в том числе порядок проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, устанавливаются Порядком проведения государственного выпускного экзамена (утвержден Приказом Минобрнауки России от 03.03.09 № 70).
В аттестат выпускнику, получившему удовлетворительные результаты на государственном выпускном экзамене, выставляются итоговые отметки. Следует обратить внимание на то, что удовлетворительная отметка за государственный выпускной экзамен не оказывает влияния на итоговую отметку по предмету. Итоговая отметка как по русскому языку, так и по математике определяется "как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI (XII) классы и выставляется в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления" (п. 27 Положения).
Выпускнику, получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике, предоставляется право пройти государственную (итоговую) аттестацию по соответствующим общеобразовательным предметам не ранее чем через год. Если выпускник получил на государственном выпускном экзамене неудовлетворительный результат по русскому языку или математике, он допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации по данному предмету в текущем учебном году в дополнительные сроки. При получении неудовлетворительного результата по русскому языку и математике или повторном получении неудовлетворительного результата по одному из названных предметов выпускнику выдается справка об обучении в образовательном учреждении (п. п. 25, 31 Положения).
Обеспечение субъектов Российской Федерации экзаменационными материалами для проведения государственного выпускного экзамена организует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Тексты экзаменационных работ направляются в органы управления образованием субъектов Российской Федерации по линии спецсвязи в соответствии с поступившей от них заявкой.
В данном Методическом письме даются разъяснения по вопросу отбора содержания экзаменационных материалов для государственных выпускных экзаменов по русскому языку и математике в 2009 - 2010 учебном году, по формам проведения экзамена, комментируются типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ выпускников, приводятся образцы заданий и экзаменационных вариантов.

О проведении государственного выпускного экзамена
по русскому языку

В 2009/10 учебном году второй год проводится обязательный государственный выпускной экзамен по русскому языку для выпускников, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
В течение нескольких десятилетий обязательным был экзамен, который назывался экзаменом по литературе, а фактически был экзаменом по литературе и русскому языку (за экзаменационную работу выставлялись две отметки по двум предметам). С 2003 года произошла смена названия обязательного экзамена, он стал называться экзаменом по русскому языку и литературе.
С 2009 года обязательным является экзамен по русскому языку, который проводится в форме сочинения или в форме изложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику).
Данные формы экзамена не противоречат традициям, сложившимся в системе государственного (итогового) контроля по русскому языку.
При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. Образцы заданий для проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку даны в Приложении 1.
Продолжительность государственного выпускного экзамена по русскому языку составляет 6 часов (360 минут).
На экзамене проверяется умение выпускников понимать текст, создавать собственное письменное аргументированное высказывание на заданную тему, а также оценивается орфографическая и пунктуационная грамотность экзаменуемых. Экзаменационный материал соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
В экзаменационный комплект тем сочинений включаются пять тем разной проблематики, которые должны быть раскрыты в жанре сочинения. Экзаменационный комплект сформирован в соответствии с определенной структурой, к каждому экзаменационному комплекту тем сочинений прилагаются разъяснения (см. Приложение 1).
Две первые темы комплекта связаны с изученными в рамках курса "Литература" художественными произведениями (они подобраны таким образом, чтобы в экзаменационном материале были представлены две литературные эпохи: литература XIX века и XX века, а также разные литературные роды и жанры). Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1 - 2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).
Три другие темы традиционно называются "свободными" и предполагают написание сочинения по философской и этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем аргументы могут быть приведены с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт выпускника (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).
Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.
Комплект изложений с творческим заданием (см. Приложение 1) содержит два варианта текста - художественный и публицистический. Выбор текста из предложенных вариантов изложений осуществляет учитель (конверт с экзаменационным материалом, содержащим изложения с творческим заданием, вскрывается уполномоченным учителем за 30 минут до начала экзамена для ознакомления с текстами и принятия решения о выборе одного из них). К каждому тексту прилагается два творческих задания (выпускник выбирает одно из них).
Тексты для изложений не превышают объем 350 - 460 слов. Художественный текст представляет собой фрагмент художественного произведения, названного в государственном образовательном стандарте, публицистический текст - фрагмент (или законченный текст) статьи, очерка, рассказа, связанный с философской, социальной, нравственной проблематикой.
Выпускникам предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подписывая работу, выпускник должен указать, какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал. Это, в свою очередь, определит подходы к оценке ученической работы.
Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
Выпускникам предоставляется (как было сказано выше) право выбора одного из творческих заданий, размещенных после текста.
Творческие задания к двум типам текста различны по своей структуре и содержанию.
Оба задания к художественному тексту сформулированы в виде вопросов. Первое задание в большей степени, чем второе, связано с содержанием текста и нацеливает на его анализ. Второе творческое задание предполагает большую независимость от предложенного текста (он рассматривается как стимул для создания собственного аргументированного высказывания на близкую к проблематике текста тему).
Первое задание к публицистическому тексту формулируется в виде вопроса и предлагает выпускникам самостоятельно поразмышлять над поднятой в тексте проблемой (или общей темой), т.е. текст рассматривается как стимул для создания собственного высказывания. Второе задание в большей степени связано с содержанием текста и нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции.
При организации экзамена следует учесть, что выбор формы экзамена (сочинение или изложение с творческим заданием) выпускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным со стороны учащегося, учитель должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (с этой целью кратко определяется тема изложения и зачитываются формулировки творческих заданий). Для проведения экзамена потребуются разные помещения для тех, кто будет писать сочинение, и для тех, кто будет работать над изложением с творческим заданием.
Творческие задания должны быть прочитаны и записаны на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
Предложенный для изложения текст читается дважды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение должно быть медленным, позволяющим выпускнику зафиксировать главные смысловые особенности текста.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья на этапе чтения текста изложения допускается привлечение учителя-словесника, работавшего с данными выпускниками в течение учебного года.
Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием. На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.
Рекомендации по оцениванию выполнения заданий государственного выпускного экзамена по русскому языку.
При проверке сочинения (в том числе и творческого задания) оценивается уровень сформированности следующих умений:
- создавать текст в соответствии с заданной темой;
- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в прослушанном тексте (при выполнении творческого задания), в иных источниках информации, привлекаемой для написания сочинения;
- логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;
- подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;
- выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;
- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.
При проверке и оценке сочинений или выполнения творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимитируется.
При проверке изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:
- адекватно воспринимать информацию, заложенную в прослушанном тексте;
- точно и полно (или лаконично) излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;
- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.
При оценке изложения необходимо учитывать полноту изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (отсутствие неоправданных повторов мысли, нарушения логики), качество речевого оформления текста.
При оценке сочинения и изложения с творческим заданием используется пятибалльная система. Результаты государственной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выпускного экзамена по русскому языку получил отметку не ниже удовлетворительной (три балла).
Сочинение оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за содержание (оценивается умение создавать связный текст по заданной тематике), вторая - за орфографическую и пунктуационную грамотность.
За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: первая - за содержание изложения, вторая - за выполнение творческого задания, третья - за орфографическую и пунктуационную грамотность (суммарно за изложение и выполнение творческого задания).
Отметка выставляется по действующим "Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку" (М., Просвещение, 1986). Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку даны в Приложении 2.
Экзаменационная отметка за государственный выпускной экзамен по русскому языку определяется как среднее арифметическое выставленных за сочинение (или изложение с творческим заданием) отметок и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.

О проведении государственного выпускного экзамена
по математике

В течение нескольких десятилетий обязательным для выпускника полной средней школы был экзамен по алгебре и началам анализа, экзамен же по геометрии относился к числу экзаменов по выбору. С 2010 г. впервые в практику российского образования для выпускников, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, вводится обязательный государственный выпускной экзамен по математике, который проводится в традиционной форме.
При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по математике для выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. Образец экзаменационной работы для проведения государственного выпускного экзамена по математике представлен в Приложении 3.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26 марта 2010 г. № 699 "Об утверждении сроков, единого расписания, формы и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010 году" государственный выпускной экзамен по математике в субъектах Российской Федерации начинается в 10.00 по местному времени и проводится в письменной форме по экзаменационным материалам, представленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Продолжительность государственного выпускного экзамена по математике составляет 5 часов (300 минут).
На экзамене проверяется сформированность представлений выпускников о математике как универсальном языке науки, об идеях и методах математики, овладение математическими знаниями и умениями, соответствующими федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры.
Для проведения государственного выпускного экзамена по математике разработаны варианты экзаменационных работ, включающие в себя задания как по курсу алгебры и начал анализа, так и по курсу геометрии. Эти работы предназначены и для тех выпускников, которые осваивали программу в рамках двух предметов, и для тех, кто изучал математику в рамках интегрированного курса.
Традиция интегрированной экзаменационной работы восходит к модели, предлагавшейся в последние годы для проведения экзамена по курсу А (см. "Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс", авторы: Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Е.А. Седова; издательство "Дрофа"). С целью сохранения преемственности экзаменационные работы для проведения государственного выпускного экзамена включают 10 заданий: семь заданий по алгебре и началам анализа и три задания по геометрии, среди которых одно задание планиметрическое и два задания стереометрических. Задания являются стандартными для курса математики старшей школы. Все они относятся к заданиям с развернутым ответом и требуют полной записи решения задачи, демонстрирующей умение выпускника математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания для части школьников условий, способствующих получению подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики в дальнейшем обучении.
Задания в экзаменационных работах расположены по нарастанию сложности - от относительно простых до достаточно сложных, подразумевающих свободное владение материалом курса и высокий уровень математического развития. Задания 1 - 6 соответствуют уровню базовой математической подготовки, среди них четыре задания, соответствующих курсу алгебры и начал анализа, одно задание из планиметрии и одно задание из стереометрии. С их помощью проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), владение основными алгоритмами и формулами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а в геометрических задачах также и наличие определенного уровня пространственных представлений. Они не требуют громоздких вычислений и нестандартных умозаключений. Задания 8 - 10 соответствуют уровню повышенной подготовки по предмету и позволяют произвести более тонкую дифференциацию достижений выпускников.
В своей совокупности варианты охватывают все блоки содержания, традиционно представленные в курсе математики 10 - 11 (12) классов, что обеспечивает достаточную полноту проверки овладения содержанием курса. В соответствии со спецификой курса математики основное внимание уделяется проверке практической составляющей математической подготовки выпускников, когда овладение теоретическими положениями проверяется опосредованно через проверку умения решать задачи.
Проверка и оценивание выполнения экзаменационной работы. При проверке экзаменационных работ оценивается уровень сформированности следующих умений:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций; описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя графики функций;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа;
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
При оценке экзаменационной работы выпускника используется пятибалльная система. Результаты государственной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выпускного экзамена по математике получил отметку не ниже удовлетворительной.
Оценивание выполнения всех экзаменационных работ осуществляется в соответствии со следующими рекомендациями. Задание считается выполненным верно, если выпускник выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. Для получения отметки "3" (удовлетворительно) выпускник должен правильно выполнить любые четыре или пять заданий. Отметка "4" (хорошо) выставляется при выполнении любых шести - восьми заданий. Отметка "5" (отлично) ставится за девять или десять верно выполненных заданий.
Общие рекомендации по подготовке к экзамену. Задания, вошедшие в экзаменационные материалы, по контролируемым в них элементам содержания находятся в рамках обязательных минимумов содержания по математике для основной и средней школы. Поэтому успешное выполнение экзаменационной работы всецело зависит от полноценного и осознанного изучения программного материала по действующим учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Однако по данным единого государственного экзамена в настоящее время выпускники показывают невысокие результаты при выполнении значительной части заданий, относимых к уровню базовой подготовки, например, при выполнении тождественных преобразований логарифмических выражений, при решении показательных неравенств, при распознавании графиков элементарных функций и др. В этой связи залогом успешной сдачи экзамена становится обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на уровне базовой подготовки. Это необходимо учитывать при организации обобщающего повторения и подготовки выпускников к экзамену.
Алгебра и начала анализа. Анализ накопленных результатов, характеризующих сформированность умения проводить тождественные преобразования иррациональных, степенных, тригонометрических и логарифмических выражений, показывает невысокую степень овладения этими умениями на базовом уровне. Учащиеся допускают ошибки в простейших преобразованиях всех видов указанных выражений, что свидетельствует о незнании свойств степеней с одинаковым основанием, правил действий с логарифмами, основных тригонометрических формул. Кроме того, учащиеся допускают вычислительные ошибки при приведении подобных слагаемых, раскрытии скобок со знаком минус перед ними, при выполнении действий с рациональными числами, с обыкновенными дробями, что свидетельствует уже о недостаточной сформированности арифметических и алгебраических умений, осваиваемых в курсе основной школы.
Невысокие результаты при решении уравнений и неравенств обусловлены незнанием формул решений тригонометрических уравнений, свойств монотонно убывающей показательной функции, метода интервалов и др., ошибками при проведении тождественных преобразований. С решением логарифмических уравнений и неравенств выпускники справляются хуже, чем с решением показательных, т.к. здесь требуется не только умение выполнить преобразования, но и знание определенных теоретических фактов: часто они забывают учесть области определения логарифмических выражений, свойство монотонности логарифмической функции.
Результаты выполнения заданий, связанных с функциональной линией, как правило, различаются значительно. Большинство выпускников умеют по заданному графику находить область определения и множество значений функции, промежутки возрастания и убывания, распознавать четные или нечетные функции, но затрудняются при выполнении аналогичных заданий, в которых исследовать свойства функций нужно аналитически. Наибольшие затруднения вызывают задания на распознавание графиков функций, наименьшие - на нахождение производных и первообразных элементарных функций.
Геометрия. Практика проведения единого государственного экзамена показывает, что многие учащиеся вообще не приступают к выполнению заданий по геометрии, входящих в экзаменационную работу. Это связано с тем, что на практике обучению геометрии уделяется меньше внимания, а требования к усвоению геометрического материала снижены по сравнению с требованиями к усвоению материала по курсам алгебры и начал анализа. Иногда часть учебного времени снимается с изучения геометрии и используется для уроков алгебры и начал анализа. В части школ практикуется изучение материала крупными блоками, что позволяет в выпускном классе заканчивать изучение геометрии в первом полугодии. Все это создает ситуацию, при которой выпускники имеют более низкий уровень подготовки по геометрии, чем по алгебре и началам анализа.
Как и в алгебре, формирование умения решать задачи на уровне базовой подготовки - непременное условие для усвоения геометрии на любом уровне. Это обязательная часть учебного процесса, недооценивать которую нельзя. Только после этого этапа можно переходить к формированию умений решать более сложные геометрические задачи.
Однако решение конкретной задачи в ходе изучения курса геометрии - не самоцель. Главной целью должно являться формирование умений анализировать предлагаемую конфигурацию, видеть в ней отдельные элементы, связывать их с опорными конфигурациями и, соответственно, с их свойствами, что и позволяет обосновывать шаги решения и проводить вычисления. Умение анализировать ситуацию, предлагаемую в конкретной задаче, формируется в ходе целенаправленных действий учителя, побуждающего учащихся вычленять в рассматриваемых конфигурациях те фигуры, которые могут привести к искомому результату.
Большую роль в приобретении умений решать задачи, в которых применяются факты из разных разделов курса геометрии, играет обобщающее повторение. При этом материал целесообразно повторять не в той последовательности, в какой он изучался, а "классифицированно", где за основу классификации принят, например, вид фигуры.
В ходе повторения полезно особое внимание уделить тем вопросам, которые вызывают трудности даже у наиболее подготовленных учащихся: распознавание подобных треугольников, вычленение соответственных элементов; соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике; окружности, вписанные в треугольник и описанные около треугольника, а в стереометрических задачах - переход от пространственной конфигурации к плоской. Необходимо также обращать внимание на обоснованность шагов решения.





Приложение 1

ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Образец комплекта тем сочинений для проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку в 2009/10 учебном году
1. Авторский идеал в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
2. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.
3. Какую роль в формировании души человека играет искусство?
4. "Язык есть вековой труд целого поколения" (В.И. Даль).
5. Мое представление о смысле и цели жизни.
Все темы раскрываются в жанре сочинения-рассуждения.
В случае выбора третьей, четвертой или пятой темы аргументы могут быть приведены с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт выпускника (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

Образец комплекта тем изложений для проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку в 2009/10 учебном году

№ 1-Х
На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым, с которыми он возобновил знакомство на последнем бале. Кроме законов учтивости, по которым ему нужно было быть у Ростовых, князю Андрею хотелось видеть дома эту особенную, оживленную девушку, которая оставила ему приятное воспоминание.
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и все семейство Ростовых приняли князя Андрея как старого друга, просто и радушно. Все семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. "Да, это добрые, славные люди, - думал Болконский, - разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!"
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.
После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее? Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во время ее пения.
Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и все, что она делает.

(Л.Н. Толстой)
(432 слова)

Задания
1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
2. Дайте аргументированный ответ на один из двух сформулированных ниже вопросов. Аргументы могут быть приведены с опорой на содержание романа Л.Н. Толстого "Война и мир", другие литературные произведения и жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
- В чем сложность чувства, которое испытывает князь Андрей к Наташе Ростовой?
- Почему любовь способна изменить человека и его привычную жизнь?

№ 01-П
Мама была детским врачом. Но дети нашего дома к ней за советами не обращались: в юные годы человек ощущает себя бессмертным и не думает о недугах. Взрослые же не давали маме прохода: было известно, что, ухаживая за больным мужем, то есть за моим отцом, мама овладела всеми медицинскими специальностями.
- Ваша квартира напоминает процедурный кабинет: делаете уколы, измеряете давление, - укорял маму Гнедков, наш сосед.
"Давление" почему-то волновало многих наших соседей.
- Это закономерно, - объяснила мне мама. - На людей давят прожитые ими годы. А это значит - заботы, без которых не обходится ни одна жизнь на земле. И не забывай, что война была. Ненавижу войну!
- Щедрой вас, поверьте, будет считать лишь тот, кого вы облагодетельствуете, - втолковывал маме Гнедков с нижнего этажа. - А всех, Нина Васильевна, благодеяниями не охватишь! Да и охваченные скоро забудут.
- Я и не хочу, чтобы они помнили.
- Вы похожи на своего брата Андрюшу. Он тоже был слабохарактерным. Не умел говорить "нет". Научитесь отказывать! Это полезное свойство.
Мама была терпелива, когда дело касалось ее самой: беззвучно переносила физическую боль, умела скрывать душевную. Но если были несправедливы к кому-либо другому, черты ее лица и голос становились острыми, словно обнажались для отпора, для битвы.
- Андрюша был слабохарактерным? - переспросила она Гнедкова. - Идем, Петя! - Мама жестко взяла меня за руку. Потом обернулась к соседу с нижнего этажа. - Со своим слабым характером он поднялся навстречу танку. Вам не доводилось так поступать?
Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. Казалось, она получила задание отвечать за здоровье всех жильцов нашего дома. "От кого получила?" - размышлял я. И лишь повзрослев, понял, что это задание дала маме ее совесть. <...>
Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:
- Себя не жалеют, так пожалели бы близких!
"Ваш вид мне не нравится!" - говорила она, вытягиваясь на носках, как во время гимнастики, и ощупывая чей-нибудь лоб. Ладонь ее определяла температуру с точностью до десятых.
Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. "Бюро добрых услуг" - прозвали нашу квартиру.
- Необидное прозвище, - сказала мама. - Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?
- Живете на износ, - сокрушался Гнедков. - А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и сами болеют.
Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.
Мама жила на износ так, будто износа быть не могло: прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
- Врач - не только профессия, но и образ жизни, - уверяла она.
И бюро добрых услуг продолжало действовать.

(По А.Г. Алексину)
(424 слова)

Задания
Перескажите (подробно или сжато) фрагмент повести А.Г. Алексина "Сигнальщики и горнисты".
Напишите сочинение, выполняя одно из двух сформулированных ниже заданий. Аргументы могут быть приведены с опорой на литературные произведения и жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
1. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Каковы нравственные уроки, вынесенные героем из детства?
2. Прокомментируйте одну из проблем, поднятых в эпизоде повести, формулируя и аргументируя собственную позицию.





Приложение 2

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КВАЛИФИКАЦИИ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕРКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
- подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство - здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
- без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче - неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
- заплатить за квартплату, удостоен наградой - нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю - неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических речевые ошибки - это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова "Обломов"; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не "вписывается" в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка - это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных - в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее место из "Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку".
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как...; ничто иное не...; не что иное, как... и др.);
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

   --------------------------------------------------------------------------¬

¦ Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные¦
¦ошибки ¦
L--------------------------------------------------------------------------


Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки - неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных обычно относят:
- пропуски букв: ...весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
- перестановки букв, напр.: ...новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
- замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
- добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях <...> (следует: даже).
Практика проведения экзамена показала, что при проверке и оценке экзаменационных работ учителя испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ
ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

Грамматические ошибки

   ----T--------------------------------T------------------------------------¬

¦ № ¦ Вид ошибки ¦ Примеры ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦1 ¦Ошибочное словообразование ¦Трудолюбимый, надсмехаться ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦2 ¦Ошибочное образование формы ¦Многие чуда техники, не хватает ¦
¦ ¦существительного ¦время ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦3 ¦Ошибочное образование формы ¦Более интереснее, красивше ¦
¦ ¦прилагательного ¦ ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦4 ¦Ошибочное образование формы ¦С пятистами рублями ¦
¦ ¦числительного ¦ ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦5 ¦Ошибочное образование формы ¦Ихнего пафоса, ихи дети ¦
¦ ¦местоимения ¦ ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦6 ¦Ошибочное образование формы ¦Они ездиют, хочут, пиша о жизни ¦
¦ ¦глагола ¦природы ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦7 ¦Нарушение согласования ¦Я знаком с группой ребят, серьезно ¦
¦ ¦ ¦увлекающимися джазом ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦8 ¦Нарушение управления ¦Нужно сделать свою природу более ¦
¦ ¦ ¦красивую. ¦
¦ ¦ ¦Повествует читателей ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦9 ¦Нарушение связи между подлежащим¦Большинство возражали против такой ¦
¦ ¦и сказуемым ¦оценки его творчества ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦10 ¦Нарушение способа выражения ¦Он написал книгу, которая эпопея. ¦
¦ ¦сказуемого в отдельных ¦Все были рады, счастливы и веселые ¦
¦ ¦конструкциях ¦ ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦11 ¦Ошибки в построении предложения ¦Страна любила и гордилась поэтом. ¦
¦ ¦с однородными членами ¦В сочинении я хотел сказать о ¦
¦ ¦ ¦значении спорта и почему я его люблю¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦12 ¦Ошибки в построении предложения ¦Читая текст, возникает такое ¦
¦ ¦с деепричастным оборотом ¦чувство... ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦13 ¦Ошибки в построении предложения ¦Узкая дорожка была покрыта ¦
¦ ¦с причастным оборотом ¦проваливающимся снегом под ногами ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦14 ¦Ошибки в построении сложного ¦Эта книга научила меня ценить и ¦
¦ ¦предложения ¦уважать друзей, которую я прочитал ¦
¦ ¦ ¦еще в детстве. ¦
¦ ¦ ¦Человеку показалось то, что это сон ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦15 ¦Смешение прямой и косвенной речи¦Автор сказал, что я не согласен с ¦
¦ ¦ ¦мнением рецензента ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦16 ¦Нарушение границ предложения ¦Когда герой опомнился. Было уже ¦
¦ ¦ ¦поздно ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦17 ¦Нарушение видовременной ¦Замирает на мгновение сердце и вдруг¦
¦ ¦соотнесенности глагольных форм ¦застучит вновь ¦
L---+--------------------------------+-------------------------------------


Речевые ошибки

   ----T--------------------------------T------------------------------------¬

¦ № ¦ Вид ошибки ¦ Примеры ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦1 ¦Употребление слова в ¦Мы были шокированы прекрасной игрой ¦
¦ ¦несвойственном ему значении ¦актеров. ¦
¦ ¦ ¦Мысль развивается на продолжении ¦
¦ ¦ ¦всего текста ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦2 ¦Неразличение оттенков значения, ¦Мое отношение к этой проблеме не ¦
¦ ¦вносимых в слово приставкой и ¦поменялось. ¦
¦ ¦суффиксом ¦Были приняты эффектные меры ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦3 ¦Неразличение синонимичных слов ¦В конечном предложении автор ¦
¦ ¦ ¦применяет градацию ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦4 ¦Употребление слов иной стилевой ¦Автор, обращаясь к этой проблеме, ¦
¦ ¦окраски ¦пытается направить людей немного в ¦
¦ ¦ ¦другую колею ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦5 ¦Неуместное употребление ¦Астафьев то и дело прибегает к ¦
¦ ¦эмоционально-окрашенных слов и ¦употреблению метафор и олицетворений¦
¦ ¦фразеологизмов ¦ ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦6 ¦Неоправданное употребление ¦Таким людям всегда удается ¦
¦ ¦просторечных слов ¦объегорить других ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦7 ¦Нарушение лексической ¦Автор увеличивает впечатление. ¦
¦ ¦сочетаемости ¦Автор использует художественные ¦
¦ ¦ ¦особенности (вместо средства) ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦8 ¦Употребление лишних слов, в том ¦Красоту пейзажа автор передает нам ¦
¦ ¦числе плеоназм ¦с помощью художественных приемов. ¦
¦ ¦ ¦Молодой юноша, очень прекрасный ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦9 ¦Употребление рядом или близко ¦В этом рассказе рассказывается о ¦
¦ ¦однокоренных слов (тавтология) ¦реальных событиях ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦10 ¦Неоправданное повторение слова ¦Герой рассказа не задумывается над ¦
¦ ¦ ¦своим поступком. Герой даже не ¦
¦ ¦ ¦понимает всей глубины содеянного ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦11 ¦Бедность и однообразие ¦Когда писатель пришел в редакцию, ¦
¦ ¦синтаксических конструкций ¦его принял главный редактор. Когда ¦
¦ ¦ ¦они поговорили, писатель отправился ¦
¦ ¦ ¦в гостиницу ¦
+---+--------------------------------+------------------------------------+
¦12 ¦Неудачное употребление ¦Данный текст написал В. Белов. Он ¦
¦ ¦местоимений ¦относится к художественному стилю. ¦
¦ ¦ ¦У меня сразу же возникла картина в ¦
¦ ¦ ¦своем воображении ¦
L---+--------------------------------+-------------------------------------


Одними из наиболее типичных грамматических ошибок (К9) являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма: движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...дает..., учит...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут).
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в работах экзаменуемых:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно...: это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо: ...нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): "В тексте всего раскрываются две проблемы", ограничительная частица "всего" должна стоять перед подлежащим: "... всего две проблемы";
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием "умный" связывалось представление о вольнодумстве.
Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки (К10). Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в "Философский словарь". Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом "на" (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть ("быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь"), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом "в";
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним - место (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати). Иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены;
3) ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а "не веселый" и "мажорный" не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления);
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Как и в предыдущие годы, есть работы, в которых были допущены грубые логические ошибки. Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
1) сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
2) в результате нарушения логического закона тождества подмена одного суждения другим.
Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части сочинения и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствовала логическая связь с основной частью изложения или эта связь была очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части работы содержались ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда была выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или была неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.
Завершение работы (концовка) не служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано исходным текстом.

Ошибки в построении текста

Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую композицию: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст в отличие от единичного предложения имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна.
А. Неудачный зачин.
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Напр.: С особенной силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении - логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений - логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия "Недоросль" имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении "Недоросль" Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова - властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности - логическая ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода) - логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
ОРФОГРАФИЯ
- В переносе слов.
- Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная/строчная буквы
- В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
- При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
- В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное/дефисное/раздельное написание
- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
- На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного/раздельного написания наречных единиц/наречий с приставкой/предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
ПУНКТУАЦИЯ
- Тире в неполном предложении.
- Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
- Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
- Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
- В передаче авторской пунктуации.





Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИКЕ

1 1 5
- - -
2 2 3
12 3 х 7
1. Вычислите: ------- х -------.
2 1 1
- - -
3 3 6
7 х 4 4

2
5x + 4x - 1
2. Решите неравенство: ------------ < 0.
7 - 2x

x+2 x
3. Решите уравнение: 3 - 5 х 3 = 36.

3 2
4. Найдите промежутки убывания функции f(x) = 2x - 3x - 36x.

4
5. В треугольнике ABC: AC = BC, AB = 8, cos A = -. Найдите AC.
5

6. Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания
и высота которого равны 6. Найдите объем параллелепипеда.

7. Радиус основания конуса равен 20, расстояние от центра основания до
образующей равно 12. Найдите площадь боковой поверхности конуса.

2
8. Решите уравнение: 2sin x + 7cos x + 2 = 0.

2
9. Решите неравенство: log (x + 6x) >= -3.
1
-
3

- 1 3
¦x + - = -,
¦ y 2
10. Решите систему уравнений: {
¦ 2 1 5
¦x + -- = -.
¦ 2 4
L y


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru