Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 715
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2010 № 16226)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 12, 22.03.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 02.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие со 2 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2010 г. № 16226
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 8 декабря 2009 г. № 715

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 141100 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2009 г. № 715

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 141100 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП, ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦ включая ¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: конструирование, исследование, монтаж и эксплуатацию энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
машины, установки, двигатели и аппараты по производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии, в том числе:
паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;
парогенераторы;
камеры сгорания;
ядерные реакторы и энергетические установки;
паро- и газотурбинные установки и двигатели;
паровые турбины;
комбинированные установки;
теплообменные аппараты;
гидравлические турбины и обратимые гидромашины;
энергетические насосы;
гидродинамические передачи;
гидропневмоагрегаты;
гидравлические и пневматические приводы;
комбинированные гидропневмосистемы управления энергетическими объектами;
средства автоматики энергетических установок и комплексов;
двигатели внутреннего сгорания;
энергетические установки на основе нетрадиционных и возобновляемых видов энергии;
вентиляторы, нагнетатели и компрессоры;
исполнительные устройства, системы и устройства управления работой энергетических машин, установок, двигателей, аппаратов и комплексов с различными формами преобразования энергии;
вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических объектов;
технологии и оборудование для энергетического машиностроения.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская;
научно-исследовательская;
производственно-технологическая;
монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская деятельность:
сбор и предварительный анализ исходных данных для конструирования;
расчет и конструирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования и учетом технологии изготовления;
разработка рабочей технической документации, оформление законченных конструкторских работ;
контроль соответствия технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
научно-исследовательская деятельность:
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
проведение расчетных и численных экспериментов по разработанному алгоритму с применением стандартного программного обеспечения;
проведение экспериментов по утвержденной методике, составление описания проводимых исследований, анализ и обобщение результатов;
подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
организация защиты объектов интеллектуальной собственности;
производственно-технологическая деятельность:
контроль за соблюдением технологической дисциплины;
контроль за обслуживанием технологического оборудования;
организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;
контроль за соблюдением экологической безопасности и техники безопасности;
участие во внедрении результатов исследований и разработок;
монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность:
наладка и опытная проверка оборудования и программных средств;
монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию объектов профессиональной деятельности;
эксплуатация и обслуживание объектов профессиональной деятельности;
проверка технического состояния объектов профессиональной деятельности, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
приемка и освоение вводимого оборудования;
составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
организационно-управленческая деятельность:
составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
организация работы малых коллективов исполнителей;
подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических решений на основе экономического анализа;
разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);
способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);
способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15);
способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1);
способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);
готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);
способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);
способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);
способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7);
для проектно-конструкторской деятельности:
способностью и готовностью применять методы графического представления объектов энергетического машиностроения, схем и систем (ПК-8);
способностью к конструкторской деятельности в профессиональной сфере (ПК-9);
способностью принимать и обосновывать конкретные технические решения при создании объектов энергетического машиностроения (ПК-10);
способностью и готовностью представлять техническую документацию в соответствии с требованиями ЕСКД (ПК-11);
способностью демонстрировать знание теоретических основ рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках (ПК-12);
способностью и готовностью осваивать техническую документацию и осуществлять проектно-конструкторскую деятельность в соответствии с техническим заданием в области профессиональной деятельности (ПК-13);
для научно-исследовательской деятельности:
способностью выполнять численные и экспериментальные исследования, проводить обработку и анализ результатов (ПК-14);
готовностью участвовать в испытаниях объектов профессиональной деятельности по заданной программе (ПК-15);
для производственно-технологической деятельности:
готовностью выполнять в практической деятельности правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-16);
способностью и готовностью к освоению новых технологических процессов и новых видов технологического оборудования (ПК-17);
для монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности:
способностью и готовностью использовать технические средства для измерения основных параметров объектов деятельности (ПК-18);
способностью и готовностью проводить анализ работы объектов профессиональной деятельности (ПК-19);
способностью и готовностью к освоению новых типов оборудования (ПК-20);
способностью и готовностью осуществлять монтажно-наладочные и сервисно-эксплуатационные работы на объектах профессиональной деятельности после непродолжительной профессиональной адаптации (ПК-21);
для организационно-управленческой деятельности:
способностью применять элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-22);
готовностью соблюдать и обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины (ПК-23);
готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-24).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

   -----T--------------------------T---------T-----------------T-------------¬

¦Код ¦ Учебные циклы, разделы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ УЦ ¦ проектируемые результаты ¦кость ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦
¦ООП ¦ их освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦ компетенций ¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦программ, а также¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦Б.1 ¦Гуманитарный, ¦ 30 - 35 ¦Философия ¦ОК-1, 2, 5, ¦
¦ ¦социальный и ¦ 15 - 20 ¦История ¦8 - 14; ¦
¦ ¦экономический цикл ¦ ¦Иностранный язык ¦ПК-22 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные разделы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направления философии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методы и приемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философского анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исторического процесса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- этапы исторического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития России; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- место и роль России ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в истории человечества и в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современном мире; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- лексический минимум ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иностранного языка общего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характера; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные положения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономической науки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализировать социально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политическую и научную ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературу; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- планировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществлять свою ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность с учетом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов этого анализа;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- решать практические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи экономического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа в сфере ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками письменного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументированного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изложения собственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦точки зрения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками публичной речи,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аргументации, ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискуссии и полемики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦практического анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦логики различного рода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рассуждений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками критического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦восприятия информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- иностранным языком в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объеме, необходимом для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получения информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержания из зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами оценки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономических показателей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применительно к объектам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------+---------+-----------------+ ¦
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦Б.2 ¦Математический и ¦ 70 - 80 ¦Высшая ¦ОК-1 - 3, ¦
¦ ¦естественнонаучный ¦ 35 - 40 ¦математика ¦11, 15; ¦
¦ ¦цикл ¦ ¦Информатика ¦ПК-2, 3, 14, ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦Физика ¦18 ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Химия ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦Теоретическая ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦механика ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Экология ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦положения разделов высшей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математики, которые будут ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использоваться в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные положения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информатики, дающие ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможность использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные физические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химические явления и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессы, на которых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основаны принципы действия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля и измерения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы статики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кинематики, динамики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аналитической механики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- глобальные проблемы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования природных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техногенного воздействия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на окружающую среду; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦математические методы в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических приложениях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения прикладных задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные физические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химические законы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать стандартные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пакеты прикладных программ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для решения практических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач на ПК, внешние и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутренние сетевые ресурсы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и базы данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать основные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия, законы и модели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выбирать технические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства и технологии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом экологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствий их применения;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгебраических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обыкновенных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дифференциальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уравнений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основными приемами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основными методами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы на ПК с прикладными¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программными средствами, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами компьютерной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками описания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных физических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических явлений и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения типовых задач. ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦Б.3 ¦Профессиональный ¦110 - 120¦Начертательная ¦ОК-1 - 4, 6, ¦
¦ ¦цикл ¦ 55 - 60 ¦геометрия ¦7, 10 - 12, ¦
¦ ¦Базовая ¦ ¦Инженерная ¦14; ПК-1 - ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) ¦ ¦графика ¦22, 24 ¦
¦ ¦часть ¦ ¦Материаловедение ¦ ¦
¦ ¦В результате изучения ¦ ¦Технология ¦ ¦
¦ ¦базовой части цикла ¦ ¦конструкционных ¦ ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Механика ¦ ¦
¦ ¦- методы построения ¦ ¦материалов и ¦ ¦
¦ ¦технических изображений и ¦ ¦конструкций ¦ ¦
¦ ¦решения инженерно- ¦ ¦Детали машин и ¦ ¦
¦ ¦геометрических задач на ¦ ¦основы ¦ ¦
¦ ¦чертеже; ¦ ¦конструирования ¦ ¦
¦ ¦- основы и правила ¦ ¦Метрология, ¦ ¦
¦ ¦выполнения и оформления ¦ ¦стандартизация и ¦ ¦
¦ ¦графической и текстовой ¦ ¦сертификация ¦ ¦
¦ ¦конструкторской ¦ ¦Электротехника и ¦ ¦
¦ ¦документации; ¦ ¦электроника ¦ ¦
¦ ¦- средства современной ¦ ¦Механика ¦ ¦
¦ ¦компьютерной графики; ¦ ¦жидкости и газа ¦ ¦
¦ ¦- физические основы ¦ ¦Термодинамика ¦ ¦
¦ ¦материаловедения, ¦ ¦Управление ¦ ¦
¦ ¦технологии получения и ¦ ¦техническими ¦ ¦
¦ ¦обработки ¦ ¦системами ¦ ¦
¦ ¦машиностроительных ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦жизнедеятель- ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия и ¦ ¦ности ¦ ¦
¦ ¦законы механики материалов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и конструкций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦надежности; устройство, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принцип действия, области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения простейших ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механических машин и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизмов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦метрологии средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦измерения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- устройство, принцип ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действия, области ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения основных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронных устройств и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электроизмерительных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные законы и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦понятия гидродинамики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидростатики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- законы термодинамики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основные закономерности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦термодинамических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов в энергетических¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦установках; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные положения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теории управления; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основные принципы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения безопасности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на производстве и в быту; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- представить графические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и текстовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкторские документы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦требованиями стандартов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- выбрать материалы с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом условий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проводить различные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчеты элементов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конструкций с применением ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦справочной литературы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать технические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства для контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рабочих процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать инструкции,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦описания, технические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦паспорта о работе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устройств и установок; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- решать отдельные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теплогидравлические задачи¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применительно к различным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦элементам энергоустановок;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- простейшими графическими¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пакетами программ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- некоторыми ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментальными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методиками и техникой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материаловедческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методикой прочностного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчета основных элементов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергетического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками измерения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основных физических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметров; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методикой расчета ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦простейших механизмов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электрических цепей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- навыками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦термодинамических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гидравлических расчетов с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применением справочной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основами физиологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда и комфортных условий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техносфере. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------+---------+-----------------+ ¦
¦ ¦Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с профилями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦Б.4 ¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-16 ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦Б.5 ¦Учебная и ¦ 8 - 12 ¦ ¦ОК-1, 3, 4, ¦
¦ ¦производственная ¦ ¦ ¦6, 7, 11; ¦
¦ ¦практики ¦ ¦ ¦ПК-1, 2, 4 - ¦
¦ ¦практические умения и ¦ ¦ ¦7, 11, 13, ¦
¦ ¦навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦15 - 17, ¦
¦ ¦вуза ¦ ¦ ¦19 - 21, 23, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦24 ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦Б.6 ¦Итоговая ¦ 12 ¦ ¦ОК-1, 2, 6, ¦
¦ ¦государственная ¦ ¦ ¦7, 10 - 12, ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦14; ПК-1 - 4,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦6 - 14, 19, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦22 ¦
+----+--------------------------+---------+-----------------+-------------+
¦ ¦Общая трудоемкость ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L----+--------------------------+---------+-----------------+--------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов должны составлять не более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся должен составлять не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин должен быть не более 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики - зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставках), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории, компьютерные (дисплейные) классы, специально оборудованные аудитории.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru