Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Закон


<Письмо> Минобрнауки РФ от 29.06.2006 № АФ-157/02
"О Методических рекомендациях"

Официальная публикация в СМИ:
"Официальные документы в образовании", № 31, ноябрь, 2006,
"Администратор образования", № 2, январь, 2007






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 июня 2006 г. № АФ-157/02

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.

А.А.ФУРСЕНКО





Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Вводный раздел

Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
В методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом <*>.

   --------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) № 122-ФЗ.

При разработке методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. № 42-ФЗ),
Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ),
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ),
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. № 24-ФЗ),
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. № 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854),
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования",
письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).

1. Порядок расчета норматива расходов
на реализацию государственного образовательного
стандарта общего образования

1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:
   --------------------------------

<*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование.

количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях;
количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию <*>.
   --------------------------------

<*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.

1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:

sn sn
R = З + Р ;
i i учеб.

где:
sn
З - расходы по заработной плате в i-том муниципальном
i
образовании на реализацию государственного образовательного
стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося
по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n).
Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в
учебн.
расчете на одного обучающегося.
sn
З определяется по формуле:
i

a
- x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12
sn d
З = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R;
i m

где:
a - количество часов по БУП;
d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;
b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;
   --------------------------------

<*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная система).

1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
12 - количество месяцев в году;
m - нормативная наполняемость классов;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице № 1 (Приложении 1);
c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице № 2 (Приложение 1);
R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.
1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р
учебн.
определяются на каждого обучающегося по ступеням общего
образования, в процентном отношении к общему размеру норматива
расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном
постепенном увеличении доли этих расходов.
1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:
месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);
количество классов в общеобразовательном учреждении;
реализация программ дополнительного образования;
предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица № 3 Приложения 1);
повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица № 1 Приложения 1);
повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица № 2 Приложения 1).
Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.
1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.

2. Порядок расчета объема субвенций

2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:

3 o o 3 g g 3 k k
S = SUM (R x H ) + SUM (R x H ) + SUM (R x H ) ;
i n=1 i i n n=1 i i n n=1 i i n

где:
S - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на
i
реализацию основных общеобразовательных программ;
o g k
R , R , R - нормативы расходов на реализацию основных
i i i
общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося
соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных
(коррекционных) классах;
o g k
Н , Н , Н - прогнозируемая на соответствующий финансовый год
i i i
среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных,
гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в
общеобразовательных учреждениях на территории i-го
муниципального образования;
n - ступени общего образования.

3. Методы обязательной адаптации при переходе
к формированию бюджетов на нормативной основе

3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:

нормативная наполняемость
Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------.
фактическая наполняемость

"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
выявление отклонений, анализ причин;
определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.





Приложение № 1
к методическим рекомендациям

РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Таблица № 1

Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов

   ----------------T------------------------------------------------¬

¦ ¦Удорожание в зависимости от различных факторов ¦
¦ +---------T-----------T---------------T----------+
¦ ¦ от ¦от наличия ¦ от наличия ¦ общее ¦
¦ ¦ деления ¦ групп ¦ программ ¦удорожание¦
¦ ¦ классов ¦продленного¦дополнительного¦ по ¦
¦ ¦на группы¦ дня ¦ образования ¦ ступеням ¦
¦ ¦ К1 ¦ К2 ¦ К3 ¦ К1 x К2 x¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ К3 ¦
+---------------+---------+-----------+---------------+----------+
¦начальное общее¦ 1,04 ¦ 1,4 ¦ 1,03 ¦ 1,50 ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------+-----------+---------------+----------+
¦основное общее ¦ 1,12 ¦ 1 ¦ 1,03 ¦ 1,15 ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------+-----------+---------------+----------+
¦среднее(полное)¦ 1,22 ¦ 1 ¦ 1,03 ¦ 1,26 ¦
¦общее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+---------+-----------+---------------+-----------


(25 час. + 1 час.)
начальное общее образование 1,04 = ------------------;
25 час.
(34 + 4)
основное общее образование 1,12 = --------;
34
(36 + 8)
среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.
36

Таблица № 2

Коэффициенты удорожания по видам классов

   ---------------------------------T------------¬

¦Общеобразовательные ¦ 1 ¦
+--------------------------------+------------+
¦Гимназические/лицейские ¦ 1,15 ¦
+--------------------------------+------------+
¦Специальные (коррекционные) ¦ 1,2 ¦
L--------------------------------+-------------


Таблица № 3

Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования

   -------------------------------------T-----------T---------------¬

¦ ¦Часы по БУП¦ Коэффициенты ¦
¦ ¦ ¦ удорожания ¦
+------------------------------------+-----------+---------------+
¦начальное общее образование ¦ 25 ¦ 1 ¦
+------------------------------------+-----------+---------------+
¦основное общее образование ¦ 34 ¦ 1,36 ¦
+------------------------------------+-----------+---------------+
¦среднее (полное) общее образование ¦ 36 ¦ 1,44 ¦
L------------------------------------+-----------+----------------


начальное общее образование 1 = (25 часов)

(34 часа)
основное общее образование 1,36 = ---------
25 час.
(36 час.)
среднее (полное) общее образование 1,44 = ---------
25 час.





Приложение № 2
к Методическим рекомендациям

ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ
ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

   -----------------------------------------------------------------¬

¦ Общеобразовательные классы ¦
+-----------T----------------------------------------------------+
¦1 ступень ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5 ¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦2 ступень ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
¦общего ¦ x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15 ¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦3 ступень ¦{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26 ¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦ Гимназические и лицейские классы ¦
+-----------T----------------------------------------------------+
¦1 ступень ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,5 ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦2 ступень ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,15 ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦3 ступень ¦{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,26 ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦ Специальные (коррекционные) классы ¦
+-----------T----------------------------------------------------+
¦1 ступень ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
¦общего ¦x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5¦
¦образования¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------------+
¦2 ступень ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
¦общего ¦ x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x ¦
¦образования¦ 1,15 ¦
L-----------+-----------------------------------------------------


Заместитель
директора Департамента
экономики и финансов
Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru