Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Определение


Кассационное определение Верховного Суда РФ от 20.03.2007 № КАС07-43
<Об отмене решения Верховного Суда РФ от 10.01.2007 № ГКПИ06-935 в части признания частично недействующим абзаца пятого пункта 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним..., утв. Приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2007 г. № КАС07-43

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии: Зелепукина А.Н.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К. об оспаривании абзаца 5 пункта 2; пункта 5.1 и абзаца 1 пункта 64.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 в редакции от 26 марта 2005 г. № 208 по кассационной жалобе Министерства внутренних дел РФ на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2007 г., которым абзац 5 пункта 2 Правил признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей МВД РФ Марьяна Г.В., Белобородова В.П. и Кузина В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя - Евтушенко А.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу обоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД РФ от 26 марта 2005 г. № 208 в данный Приказ внесены изменения.
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзаца 5 пункта 2 Правил, предусматривающего, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном данными Правилами.
Также заявителем были оспорены пункт 5.1 и абзац 1 пункта 64.1 Правил, в соответствии с которыми регистрация снятых с регистрационного учета в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного в простой письменной форме, подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если наличие печати у участников сделки предусмотрено законодательством Российской Федерации, производится при представлении договора, заявления (приложения № 1 и 2) и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных данными Правилами (п. 5.1 Правил); транспортные средства, приобретенные физическими или юридическими лицами в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Правил на основании договоров, заключенных в простой письменной форме без нотариального удостоверения или устно, и когда их прежним собственником являлось физическое лицо, кроме того, проверяются на предмет снятия с регистрационного учета по месту прежней регистрации (абз. 1 п. 64.1 Правил).
В обоснование заявленного требования К. сослался на противоречие оспоренных положений нормативного правового акта требованиям закона и нарушение его права на использование приобретенного им автомобиля в дорожном движении.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство внутренних дел РФ ставит вопрос об отмене решения Верховного Суда Российской Федерации в части признания недействующим абзаца 5 пункта 2 Правил, сославшись на неправильное применение судом норм материального права и ошибочность вывода суда о несоответствии указанного положения Правил требованиям федерального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы МВД РФ и возражений заявителя, Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда Российской Федерации подлежащим отмене в обжалуемой МВД РФ части по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.
Признавая незаконным положение абзаца 5 пункта 2 Правил в части, запрещающей производство регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, ранее зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции и не снятых с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами, суд первой инстанции руководствовался, в частности, пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку само отчуждение транспортного средства не подлежит государственной регистрации, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что на транспортное средство распространяется положение п. 1 ст. 223 ГК РФ и у лица, приобретшего по договору транспортное средство от прежнего собственника, право собственности возникает с момента передачи такого средства. С этого момента, следовательно (по мнению суда), приобретшее транспортное средство лицо на основании пункта 1 статьи 209 и пункта 2 статьи 1 ГК РФ вправе свободно в полном объеме осуществлять гражданские права собственника ("триаду полномочий собственника"), в том числе и право пользования транспортным средством путем участия в дорожном движении, так как ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", никакой другой действующий федеральный закон не содержат каких-либо ограничений для реализации таким собственником полномочия по использованию транспортного средства по целевому назначению.
Что касается вывода суда первой инстанции о том, что приведенные нормы Гражданского кодекса РФ не содержат ограничений в праве пользования собственника транспортным средством, то он является правильным.
Однако с выводом суда о том, что введенный Министерством внутренних дел РФ запрет в регистрации транспортных средств, ранее зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции и не снятых с регистрационного учета, не соответствует и нормам Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Кассационная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Транспортное средство является источником повышенной опасности. Именно реализация права собственности в отношении транспортного средства при его использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой его правового режима, связанной с его техническими параметрами как предмета, представляющего повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц.
Поэтому, как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 7 декабря 2006 г. № 544-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Календы Анжелики Николаевны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", такая реализация права собственности в отношении транспортного средства (право пользования транспортным средством по его назначению) регламентируется нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Так, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Приведенной нормой законодатель в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ уже ограничил реализацию права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению, учитывая (как указано выше) специфический характер этих объектов собственности, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих.
Таким образом, реализация права пользования в отношении транспортного средства (использования его по назначению), как одного из трех составляющих права собственности вообще, в силу приведенной выше нормы федерального закона может осуществляться при условии разрешения вопроса допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации, с выдачей соответствующих документов, осуществляемых в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 4 ФЗ "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 (в редакции Указов Президента РФ от 2 июля 2002 г. № 679 и от 3 мая 2005 г. № 497) "О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Госавтоинспекция обязана, в частности, осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществлять регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдавать регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним.
Согласно пункту 2 этого Указа Президента РФ Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. принято специальное Постановление № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно преамбуле Постановления оно принято в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В целях реализации положений указанного Постановления Правительства РФ и по поручению последнего (п. 6 Постановления) Приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 и были утверждены оспоренные заявителем "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Признанный Верховным Судом Российской Федерации недействующим абзац 5 пункта 2, запрещающий производить регистрацию транспортных средств, которые ранее были зарегистрированы в подразделениях Госавтоинспекции и не сняты с регистрационного учета, а также не принимать их к производству регистрационных действий, корреспондируется с совокупностью положений, предусмотренных пунктом 3.1 Правил, обязывающим юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, снять с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в частности, при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке и пунктом 3 Правил, обязывающим собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами в установленном порядке, зарегистрировать их в течение 5 суток, в частности, после снятия с регистрационного учета.
В свою очередь пункты 3.1 и 3 Правил полностью соответствуют положениям, установленным соответственно абзацем 1 и абзацем 2 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 (в последующих редакциях), обладающего большей юридической силой.
Следовательно, оспоренная заявителем норма, содержащаяся в абзаце 5 пункта 2 Правил, принята МВД РФ в пределах предоставленных министерству полномочий и по существу соответствует приведенным выше части 3 статьи 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения", положениям Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (в последующих редакциях) и Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. (в последующих редакциях).
Поскольку в силу изложенных выше положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу относительно оспоренных Правил, именно Министерство внутренних дел РФ обязано было принять Правила регистрации автомототранспортных средств, этот федеральный орган исполнительной власти вправе был с учетом закрепленных в нормативных правовых актах, в том числе и в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения", целей и задач института регистрации транспортных средств установить в абзаце 5 пункта 2 этих Правил принцип, согласно которому транспортное средство может быть зарегистрировано (т.е. разрешен допуск его к участию в дорожном движении) лишь применительно к собственнику этого специфического по своей природе объекта права собственности. Следовательно, установление Правилами нормы, согласно которой при смене собственника транспортного средства допуск этого средства к участию в дорожном движении посредством регистрации относительно к собственнику, приобретшему транспортное средство, возможен лишь при условии, если прежний собственник либо уполномоченное им лицо в установленном законодательством порядке сняли транспортное средство с регистрационного учета по месту регистрации, поскольку "новый" собственник транспортного средства может быть признан участником дорожного движения лишь в случае исключения из числа таких участников прежнего собственника данного транспортного средства.
Как указано выше, в силу Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в последующей редакции) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с регистрационного учета в подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы, при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.
При наличии данного положения нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемому акту, заявитель, по мнению Кассационной коллегии, имел полную возможность при заключении договора купли-продажи автомобиля обусловить исполнение такого договора выполнением продавцом возложенной на него законодательством Российской Федерации обязанности по снятию транспортного средства с регистрационного учета.
Поэтому оспоренное заявителем положение нормативного правового акта МВД РФ в принципе не может нарушать его права и законные интересы как собственника, осведомленного о приобретении в собственность транспортного средства, допуск которого к участию в дорожном движении возможен в соответствии с действующим законодательством лишь при выполнении прежним собственником обязанности по снятию этого средства с регистрационного учета.
Обязанность прежнего собственника транспортного средства не ограничивается лишь передачей по договору отчуждения этого объекта новому собственнику, а обязывает его при этом снять передаваемое по договору транспортное средство с регистрационного учета. Без выполнения лицом, отчуждающим транспортное средство, этой последней обязанности нового собственника транспортного средства нельзя признать имеющим право на допуск к участию в дорожном движении посредством государственной регистрации этого средства.
Иное толкование оспоренной нормы Правил и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности дорожного движения и имеющих большую юридическую силу, необоснованно лишало бы всякого смысла установленного федеральным законом института государственной регистрации транспортных средств и не соответствовало бы целям и задачам такой регистрации, преследуемым указанным Федеральным законом, Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ, направленным на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а также на обеспечение полноты учета автотранспортных средств.
Сами же по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля при реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения целей и задач.
Оспоренная заявителем норма абзаца 5 пункта 2 Правил соответствует также духу и содержанию пункта 6 статьи 3 и статьи 35 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г.), которыми не только допускается введение государствами - участниками Конвенции института регистрации транспортных средств в качестве инструмента, обеспечивающего допуск этих средств к участию в дорожном движении, и учета их, но и рекомендовано введение регистрации в национальном или региональном масштабе сдаваемых в эксплуатацию автомобилей и ведение централизованного учета по каждому транспортному средству сведений, содержащихся в свидетельстве о регистрации.
По изложенным основаниям Кассационная коллегия считает ошибочным вывод Верховного Суда Российской Федерации о том, что оспоренное положение Правил не соответствует Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" и Постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 (в последующей редакции).
В связи с тем, что решение по настоящему делу в части признания недействующим абзаца 5 пункта 2 Правил с учетом изложенных выше мотивов принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права, что является основанием для отмены решения в кассационном порядке и вынесения нового решения об отказе заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 и 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Отменить решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2007 года в части.
Вынести по делу в этой части новое решение, которым К. отказать в признании незаконным (недействующим) абзаца 5 пункта 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года № 59, в редакции от 26 марта 2005 года № 208 в части, запрещающей регистрацию и прием к производству регистрационных действий в Госавтоинспекции транспортных средств, приобретенных по сделке об отчуждении ранее зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции и не снятых с регистрационного учета по месту регистрации.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Судьи
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
Н.П.ПЕЛЕВИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru