Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2010 № 487
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 100118.01 Фотограф"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2010 № 17877)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 34, 23.08.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 03.09.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 3 сентября 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2010 г. № 17877
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 мая 2010 г. № 487

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
100118.01 ФОТОГРАФ

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100118.01 Фотограф и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2010 г. № 487

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
100118.01 ФОТОГРАФ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 100118.01 Фотограф всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
НПО - начальное профессиональное образование;
ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

   -----------------------T------------------------------T-------------------¬

¦ Образовательная база ¦ Наименование квалификации ¦ Нормативный срок ¦
¦ приема ¦(профессий по Общероссийскому ¦ освоения ОПОП при ¦
¦ ¦ классификатору профессий ¦ очной форме ¦
¦ ¦рабочих, должностей служащих и¦ получения ¦
¦ ¦ тарифных разрядов) ¦ образования ¦
¦ ¦ (ОК 016-94) <*> ¦ ¦
+----------------------+------------------------------+-------------------+
¦на базе среднего ¦Фотограф ¦ 10 мес. ¦
¦(полного) общего ¦Фотолаборант ¦ ¦
¦образования ¦Ретушер ¦ ¦
+----------------------+ +-------------------+
¦на базе основного ¦ ¦2 года 5 мес. <**> ¦
¦общего образования ¦ ¦ ¦
L----------------------+------------------------------+--------------------


   --------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:
предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.
Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:
на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по фотосъемке заказчиков на документы, студийному и внестудийному портретированию, ручной и автоматизированной лабораторной обработке и печати, компьютерной и ручной ретуши.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
фотографические изображения;
технология фотосъемки на документы;
фотографическое оборудование (фотокамеры, осветительные приборы);
технологии студийного и внестудийного портретирования;
базовые технологии ручной ретуши, компьютерной ретуши и коррекции фотографических изображений;
оборудование фотолаборатории (фильм-процессоры, принт-процессоры);
технологии обработки фотоматериалов, в том числе автоматизированные.
4.3. Обучающийся по профессии Фотограф готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение работ фотографа.
4.3.2. Выполнение работ фотолаборанта.
4.3.3. Выполнение работ ретушера.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение работ фотографа.
ПК 1.1. Выполнять фотосъемку, формирование комплекта фотографий на документы и вывод на печать в соответствии с техническими требованиями и рекомендациями.
ПК 1.2. Выполнять фотосъемку индивидуальных и групповых портретов с классическими схемами светового и композиционного решения в студии.
ПК 1.3. Выполнять фотосъемку индивидуальных и групповых портретов на выезде, в том числе на фоне памятных мест.
5.2.2. Выполнение работ фотолаборанта.
ПК 2.1. Обслуживать автоматизированное оборудование фотолаборатории.
ПК 2.2. Выполнять обработку черно-белых и цветных фотоматериалов с помощью автоматизированного оборудования фотолаборатории (фильм-процессора).
ПК 2.3. Выполнять печать фотографических изображений с помощью автоматизированного оборудования фотолаборатории (принт-процессора).
ПК 2.4. Выполнять химико-фотографическую обработку черно-белых фотоматериалов.
ПК 2.5. Выполнять ручную черно-белую печать.
5.2.3. Выполнение работ ретушера.
ПК 3.1. Выполнять ретушь и коррекцию методами компьютерных технологий.
ПК 3.2. Выполнять ручную ретушь негативных и позитивных фотографических изображений.
ПК 3.3. Выполнять операции компьютерного монтажа фотографических изображений.
ПК 3.4. Изготавливать фотопродукцию, в том числе фотоальбомы, на базе типовых макетов или индивидуальных макетов заказчиков.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика (производственное обучение);
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования

Таблица 2

   -------T-----------------------------------------T----------T-------T-----------------------T------------¬

¦Индекс¦ Наименование циклов, разделов, модулей, ¦Всего ¦В т.ч. ¦ Индекс и наименование ¦ Коды ¦
¦ ¦ требования к знаниям, умениям, ¦максималь-¦часов ¦ дисциплин, ¦формируемых ¦
¦ ¦ практическому опыту ¦ной ¦обяза- ¦ междисциплинарных ¦компетенций ¦
¦ ¦ ¦учебной ¦тельных¦ курсов (МДК) ¦ ¦
¦ ¦ ¦нагрузки ¦учебных¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обучающе- ¦занятий¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦гося ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦Обязательная часть циклов ОПОП и раздел ¦ 918 ¦ 612 ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ОП.00 ¦Общепрофессиональный цикл ¦ 346 ¦ 238 ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ОП.01. Основы культуры ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся по ¦ ¦ ¦профессионального ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦общепрофессиональным дисциплинам должен: ¦ ¦ ¦общения ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.4¦
¦ ¦ соблюдать нормы делового общения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной этики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять различные средства, техники и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемы эффективного общения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать приемы саморегуляции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поведения в процессе межличностного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ определять тактику поведения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфликтных ситуациях, возникающих в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ правила обслуживания населения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы профессиональной этики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ психологические особенности делового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения и его специфику в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания и деятельности фотографа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ механизмы взаимопонимания в общении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ техники и приемы общения, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушания, ведения беседы, убеждения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ источники, причины, виды и способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрешения конфликтов, возникающих в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.02. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ пользоваться фотоаппаратурой и ¦ ¦ ¦фотографии ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦фотооборудованием для осуществления ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ ¦фотосъемки; ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.4¦
¦ ¦ определять зкспонометрические и иные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметры фотосъемки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ строить кадр в соответствии с законами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотокомпозиции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ производить химико-фотографическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработку черно-белых фотоматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять ручную черно-белую печать; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ контролировать качество выполняемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные этапы развития фотографии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды, устройство и назначение цифровой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и аналоговой фотографической аппаратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и фотооборудования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы получения фотографического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображения (аналогового и цифрового); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды и строение фотографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы химико-фотографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные технологии фотографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ законы фотокомпозиции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные принципы фотосъемки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(аналоговой и цифровой); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды фотосъемки и их особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.03 ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ применять компьютерное оборудование и ¦ ¦ ¦Информационно-коммуни- ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦информационно-коммуникационные технологии¦ ¦ ¦кационные технологии в ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ ¦для реализации профессиональных задач; ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ПК 3.1 - 3.4¦
¦ ¦ оцифровывать негативные и позитивные ¦ ¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦фотографические изображения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять основные графические форматы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для записи и хранения цифровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять обработку и конвертацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифровых фотографических изображений в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различные графические форматы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять базовые технологии работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программе растровой графики для обработки¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифровых изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять цифровую ретушь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографических изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять основные виды коррекции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографических изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ готовить цифровые изображения для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вывода на печать (кроме полиграфических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ состав компьютерного оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологии получения цифровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображений, в том числе оцифровывания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные системные информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникационные технологии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ форматы графических файлов и технологии¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации графической информации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применяемые в фотографии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ информационные основы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ базовые технологии работы в программе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦редактирования и монтажа растровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные технологии коррекции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦визуального качества цифровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоизображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологии вывода цифровых изображений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на печать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ОП.04. Экономические и ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ ориентироваться в общих вопросах ¦ ¦ ¦правовые основы ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦экономики сферы обслуживания и ¦ ¦ ¦профессиональной ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ ¦организаций сферы обслуживания; ¦ ¦ ¦деятельности ¦ПК 3.1 - 3.4¦
¦ ¦ применять экономические и правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания при освоении профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модулей и в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ защищать свои трудовые права в рамках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действующего законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные принципы рыночной экономики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ понятия спроса и предложения на рынке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ особенности формирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристику современного состояния и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития сферы обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и услуг фотографии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы деятельности, виды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦характеристику и основные показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственно-хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности организации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ законодательные акты и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативные документы, регулирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правоотношения в области профессиональной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные положения законодательства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулирующего трудовые отношения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организационно-правовые формы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций сферы обслуживания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ формы оплаты труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦уметь: ¦ ¦ 34 ¦ОП.05. Безопасность ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦ организовывать и проводить мероприятия ¦ ¦ ¦жизнедеятельности ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦по защите работающих и населения от ¦ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ ¦негативных воздействий чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.4¦
¦ ¦ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предпринимать профилактические меры для¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦снижения уровня опасностей различного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вида и их последствий в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ использовать средства индивидуальной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективной защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять первичные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ориентироваться в перечне военно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетных специальностей и самостоятельно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определять среди них родственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полученной профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять профессиональные знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ходе исполнения обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы на воинских должностях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с полученной профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ владеть способами бесконфликтного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общения и саморегуляции в повседневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и экстремальных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оказывать первую помощь пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов экономики, прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития событий и оценки последствий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при техногенных чрезвычайных ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и стихийных явлениях, в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды потенциальных опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и их последствия в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности и быту, принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятности их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ способы защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового поражения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ меры пожарной безопасности и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасного поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ организацию и порядок призыва граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на военную службу и поступления на нее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в добровольном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные виды вооружения, военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники и специального снаряжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состоящих на вооружении (оснащении) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинских подразделений, в которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеются военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родственные профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных знаний при исполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанностей военной службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ порядок и правила оказания первой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦П.00 ¦Профессиональный цикл ¦ 484 ¦ 330 ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ПМ.00 ¦Профессиональные модули ¦ 484 ¦ 330 ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ПМ.01 ¦Выполнение работ фотографа ¦ ¦ ¦МДК.01.01. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦техники и технологии ¦ПК 1.1 - 1.3¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦фотосъемки ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнения фотосъемки на документы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ фотосъемки одиночных и групповых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦портретов в студии и на выезде; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять фотоаппаратуру, осветительное¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и иное оборудование для фотосъемки на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документы, индивидуального и группового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦портретирования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять фотосъемку на документы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с рекомендациями и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техническими требованиями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ формировать комплекты фотографий на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документы различных видов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специализированном программном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечении; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять печать комплектов фотографий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на документы в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техническими требованиями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять классические схемы освещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и композиции кадра при съемке портретов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в студии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ строить кадр в соответствии с законами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦композиции и использовать дневное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦освещение в сочетании с дополнительным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осветительным оборудованием при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотосъемке на выезде; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять компьютерные технологии для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки полученных фотографических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображений к выводу на печать (кроме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полиграфической); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ контролировать качество выполняемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды и характеристики основных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования для фотосъемки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы фотокомпозиции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные технологии фотосъемочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рекомендации и технические требования к¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографиям на документы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ приемы работы в программном обеспечении¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для формирования комплектов фотографий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на документы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормы охраны труда при работе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотостудии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ психологию взаимоотношений с клиентами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ПМ.02 ¦Выполнение работ фотолаборанта ¦ ¦ ¦МДК.02.01. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦технологии обработки ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦фотоматериалов ¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ работы на автоматизированном ¦ ¦ ¦МДК.02.02. Технологии ¦ ¦
¦ ¦оборудовании фотолабораторий; ¦ ¦ ¦автоматизированной ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦проявки и печати ¦ ¦
¦ ¦ составлять растворы для химико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографической обработки негативных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦позитивных черно-белых фотоматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять химико-фотографическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обработку черно-белых негативных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦позитивных фотоматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять ручную черно-белую печать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контактным и проекционным способами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ загружать фотоматериалы и фотохимию в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приемные устройства автоматизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторных комплексов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять автоматизированную проявку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять автоматизированную печать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографических изображений основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦форматов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять цветокоррекцию при цветной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированной печати; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ контролировать качество выполняемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ черно-белые и цветные химико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографические процессы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологии обработки черно-белых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветных фотоматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологии черно-белой ручной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотопечати; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ виды и устройство автоматизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплексов обработки фотоматериалов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦печати фотографических изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологии автоматизированной обработки¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоматериалов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологии синтеза цвета и основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цветокоррекции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ нормы охраны труда при работе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотолаборатории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ПМ. 03¦Выполнение работ ретушера ¦ ¦ ¦МДК.03.01. Основы ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦ретуши и компьютерного ¦ПК 3.1 - 3.4¦
¦ ¦модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦дизайна фотографических¦ ¦
¦ ¦иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦изображений ¦ ¦
¦ ¦ устранения недостатков цифровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографических изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ применять аналоговые технологии для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ретуши негативных и позитивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотографических изображений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ оцифровывать негативные и позитивные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотоматериалы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять цифровую ретушь, не нарушая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦структуры изображения, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исправлять множественные мелкие дефекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображения, дефект "красных глаз", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦удалять объекты с изображения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устранять сложные дефекты сюжетно важной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части кадра, выполнять замену фона по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦желанию заказчика; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выполнять компьютерный монтаж ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦индивидуального портрета заказчика в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦другие цифровые изображения, не нарушая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦масштаба изображения лиц, светотеневого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисунка и перспективы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ корректировать контраст и яркость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цифрового фотографического изображения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ изготавливать фотоальбомы и иную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фотопродукцию на базе типовых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦индивидуальных макетов заказчика; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы пластической анатомии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основные технологии ручной ретуши; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ классификацию дефектов цифровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображений и основные методы их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устранения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ технологии послойного монтажа цифровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изображений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ФК.00 ¦Физическая культура ¦ 88 ¦ 44 ¦ ¦ОК 2 ¦
¦ ¦В результате освоения раздела ¦ ¦ ¦ ¦ОК 3 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 6 ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ОК 7 ¦
¦ ¦ использовать физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оздоровительную деятельность для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦укрепления здоровья, достижения жизненных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 270 ¦ 180 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ ¦Итого по обязательной части ОПОП, ¦ 1188 ¦ 792 ¦ ¦ ¦
¦ ¦включая раздел "Физическая культура", и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вариативной части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦УП.00 ¦Учебная практика (производственное ¦ 17 нед. ¦ 612 ¦ ¦ОК 1 - 7 ¦
¦ ¦обучение) ¦ ¦ ¦ ¦ПК 1.1 - 1.3¦
+------+-----------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ПК 2.1 - 2.5¦
¦ПП.00 ¦Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ПК 3.1 - 3.4¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ПА.00 ¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+------------+
¦ГИА.00¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦
L------+-----------------------------------------+----------+-------+-----------------------+-------------


Таблица 3

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

   -----------------------------------------------------------T--------------¬

¦Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"¦ 22 нед.¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦Учебная практика (производственное обучение) ¦ 17 нед.¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦Производственная практика ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+ ¦
¦Промежуточная аттестация ¦ 1 нед.¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед.¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦Каникулярное время ¦ 2 нед.¦
+----------------------------------------------------------+--------------+
¦Итого ¦ 43 нед.¦
L----------------------------------------------------------+---------------


VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной
нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулярное время 13 нед.
7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).
   --------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация но итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла; эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений

Кабинеты:
культуры профессионального общения;
безопасности жизнедеятельности;
основ фотографии.
Лаборатории:
информационных технологий;
техники и технологии фотосъемки;
фоторетуши;
фотоаппаратуры и фотооборудования;
технологии обработки фотоматериалов.
Мастерские:
фотопавильон с фотолабораторией.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru